Эмпатия и зеркальные нейроны

Эмпатия и зеркальные нейроны

В последнее время в научном мире появились два новых термина, которые могут стать главными действующими лицами настоящей революции в изучении человеческих отношениях. Эти два термина, как вы поняли из названия – это эмпатия и зеркальные нейроны. Первый, относящийся к психоаналитической терминологии, вовсе не нов – происходит от греческого слова εμπαθεια, которое можно свободно перевести как “чувствовать боль других внутри себя”.

Слово “эмпатия” уже использовалось в Древней Греции для обозначения эмоционального отношения поэта к публике. И его возвращение в современное употребление связано с использованием в пост-фрейдистских школах психоанализа. Фрейд на самом деле считал, что врач должен быть эмоционально “пустым” по отношению к своим пациентам, то есть холодным: он не должен делиться эмоциями, передаваемыми пациентом. Пост-фрейдистские психоаналитики, такие как Хайнц Кохут, полностью перевернули эту концепцию, подчеркнув ценность способности чувствовать эмоции другого человека. Они считали, что сопереживание и эмоциональный контакт с пациентом являются важным инструментом для изучения души.

Концепция эмпатии сегодня в значительной степени используется во всех областях медицины, которая использует эмпатический процесс для поддержки потока коммуникации между врачом и его пациентом. Именно благодаря сопереживанию можно войти в контакт с внутренним миром пациента и увидеть мир его глазами.

На этом этапе встает вопрос – существует ли в нашем сознании механизм, определяющий способность к отражению и отождествлению себя с другим? И если этот механизм существует, то определяется ли он генетически, или это личная заслуга человека, приобретенная через культуру, образование и религию? Природа или воспитание? Открытие зеркальных нейронов пролило новый, совершенно неожиданный свет на этот вопрос.

Зеркальные нейроны – это клетки нашего мозга, которые активируются избирательно, когда человек наблюдает как другой человек выполняет какое-либо действие. Нейроны наблюдателя “отражают” то, что происходит в сознании наблюдаемого субъекта, как если бы наблюдатель сам совершал действие.

В 80-90-е годы группа ученых из Пармского университета Италии изучала зону коры головного мозга – премоторную зону. Исследователи расположили электроды в коре макаки в зоне F5, чтобы изучить движения руки. Во время экспериментов они фиксировали поведение мозга обезьяны во время еды. Когда экспериментатор взял банан из корзины с фруктами, приготовленной для обезьяны, некоторые группы нейронов животного отреагировали при наблюдении за процессом. Как это могло произойти, если обезьяна была неподвижна? До тех пор считалось, что эти нейроны активируются только при движении. Сначала экспериментаторы думали, что в оборудовании есть неисправность, но реакции действительно происходили каждый раз, когда макака видела человека, принимающего пищу.

В 1995 году те же ученые впервые обнаружили существование подобной системы и в человеческом мозге. Естественно, что в этом случае вместо того, чтобы вживлять электроды в мозг, использовались другие методики, такие как МРТ и электроэнцефалография. В 2010 г. исследовательская группа М. Якобони и соавторов зарегистрировала внеклеточную активность 1000 нейронов лобной и височной коры. Но у них был тот же результат: двигательная кора человека аналогично активизируется при наблюдении за действиями других людей. Открытие зеркальной системы открыло много теоретических гипотез. Эти нейроны, вероятно, являются посредниками понимания действий других людей и обучения через подражание. Таким образом, зеркальная система может лежать в основе эмпатии и по-видимому, в основе механизмов социализации.

Узнать себя в другом человеке – значит принять его в свою жизнь. Это имеет очень важное биологическое значение, поскольку позволяет создавать однородные группы лиц, способных сотрудничать и формировать единый фронт борьбы с бедами. Наверное, без зеркальной системы не было бы и общества. Были бы только обособленные и изолированные люди, с плохой развитой личностью, постоянно воюющие друг с другом. Возможно, ценность зеркальной системы еще больше: это может быть система глобального обучения. Легко убедиться, что зеркальные нейроны, распознающие жесты другого человека как свои собственные, позволяют учиться подражанию. Учась у других, мы также учимся распознавать себя.

Рекомендуемая литература от “Лабиринта”